Логопедическая служба

Дети рождаются с крылышками, и учителя помогают им взлететь

Информация о школе

  Антикоррупционная    деятельность
   
Визитная карточка
   Прием в первый класс
   Администрация
   Режим работы
   Расписание уроков
   Документы

Новости

   Новости сайта
   Объявления
   Новости школьной жизни
   Архив новостей
Учебно-воспитательная работа
   Начальная школа
   Основная школа
   Надомное обучение
Внеурочная деятельность
   Библиотека
   
Дополнительное             образование
   Спортивный клуб
   ДОО Надежда
   Гражданский клуб
   Наши достижения
   Фотоальбомы
Служба сопровождения
   Консилиумы
   Логопедическая служба
   Психологическая служба
   Медицинский блок
Публикации
   Доклад директора
   Методические материалы
   Статьи педагогов
   Творчество учащихся
   Полезные ссылки

Контакты

 

 

Логопед Смирнова Е.О.

О первоклассниках

Задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, что проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей возрасту ребенка.
Традиционно отечественными учеными принято выделять четыре формы  задержки психического развития (ЗПР): конституционального (т. н. неосложненный психофизический инфантилизм), соматогенного (обусловленная длительной соматической недостаточностью), психогенного (связанную с неблагоприятными условиями воспитания)  и церебрально-органического генеза.
Мы не будем останавливаться на описании всех этих форм, поскольку большинство детей поступающих в первый класс специальной (коррекционной школы) VII вида имеют ЗПР церебрально-органического происхождения. Это предполагает наличие некоторых органических повреждений головного мозга разной этиологии. У таких детей наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в отсутствии живости и яркости эмоций, слабой заинтересованности в оценке, низком уровне притязаний и мотивации к учению, а также слабое развитие познавательной деятельности, обусловленное  недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, медлительностью, пониженной переключаемостью, а также дефицитарностью (недостаточностью) отдельных корковых функций.  При этом одни из этих детей испытывают преимущественные трудности при овладении письмом, другие – счетом, третьи – чтением, у некоторых обнаруживается недостаток двигательной координации и т. д.
Таким образом, поступая в первый класс, первоклассники оказываются не готовы к обучению в массовой школе. Им необходим другой режим занятий (более короткие уроки, частые перерывы на физ. минутки и т.д), специальная подача материала (в более доступной форме, при необходимости, многократное повторение и т.д), индивидуальный подход (учитывая индивидуально-типологические особенности) и сопровождение различными специалистами.
Первоклассник с ЗПР в школе испытывает трудности не только в обучении. Потребность в речевом общении у такого ребенка снижена, характерна неполноценность как спонтанной (самостоятельной), так и отраженной речи. Имеют место подмены связного речевого высказывания односложными ответами на вопросы (одним словом) или  разрозненными  нераспространенными предложениями.
Словарный запас ограничен  обиходно-бытовой тематики, неполноценен качественно (неправомерное сужение или расширение значений слов, их неточное употребление). Ограниченность словаря определяется нехваткой знаний об окружающем, низкой познавательной активностью.
Отсутствуют предпосылки к спонтанному развитию навыка анализа, синтеза звукового состава слова.
Звукопроизношение часто нарушено, страдают многие группы звуков.
Таким образом, нарушения речи носят системный характер, т.к. слабо сформированы ее основные компоненты.
Первые 3 недели сентября проводится логопедическое обследование.
Речевое состояние, артикуляторная и мелкая моторика, пространственные особенности каждого первоклассника анализируется логопедом, заполняются индивидуальные речевые карты.
Основные параметры обследования.
- состояние моторики (общей, мелкой, артикуляторной);
- звукопроизношение;
- слоговая структура;
- фонематический анализ, синтез, представления;
- словарь;
- грамматический строй.

Общие результаты обследования

ОНР разного уровня – 100%
Дизартрия (различной степени выраженности) – 86%
Алалия и заикание – единичные случаи.
Обращаем внимание на то, что у большинства детей грубо нарушен фонематический слух (восприятие, анализ, представления); слоговая структура; словарь ниже возрастной нормы; в речи – грубые аграмматизмы; нарушение оптико-пространственных представлений; слабо развита мелкая моторика.

Перспектива

Возможные проблемы при обучении первоклассников.
Нарушен:

  1. Фонематический слух – очень медленно формируется связь между звуком и буквой, на письме замены, смешения звуков  - букв близких по артикуляции (к-г, б-п, у-о).
  2. Слоговая структура – перестановки, пропуски, добавления слогов, трудности комментирования при письме.
  3. Звукопроизношение – по убывающей: соноры,  шипящие, аффрикаты, свистящие. Если у ребенка к 7 годам сохраняется нарушение 2 и более звуков, то это говорит об органическом поражении ЦНС, а, следовательно, коррекционная работа может дать невысокие результаты. Чем старше становится ребенок, тем крепче патологический автоматизм, труднее сформировать правильную артикуляцию.
  4. Словарь – трудности при подборе проверочных слов, написании творческих работ (даже на уровне составления предложения).
  5. Грамматический строй – трудности согласования слов в предложении, построения связного речевого высказывания (устного и письменного).
  6. Оптико-пространственные нарушения – замены на письме по оптическому признаку (п-т, о-а),  трудности формирования навыка чтения (техническая сторона) – потеря строки, чтение по догадке.
  7. Мелкая моторика – снижение способности формирования навыков ручной умелости и письма.

Выводы

По результатам обследования сформированы следующие группы:

  1. Оптико-пространственные нарушения. (посещают все учащиеся 1 класса)
  2. Нарушения фонематического восприятия и анализа. (посещают все учащиеся 1 класса)
  3. Нарушение звукопроизношения. (посещают нуждающиеся 1 класса)

При планировании коррекционных занятиях и уроков учителя начальных классов учитывают данные логопедического и психологического обследования.

Литература:

  1. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М., «Педагогика», 1971.
  2. Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994.
  3. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. И.В. Скворцова. С-Пб., 1997.

  У нас на сайте:

Учитель-логопед Лисицына А.О. Научно – методическое пособие дидактическая  игра «Вербальная головоломка». >>

Программа коррекции нарушений устной и письменной речи >>

Коган А.М., Кустова Ю.А., Лисицына А.О., Смирнова Е.О. Живой квест "Игра по станциям Бородино" для учащихся 4-х классов >>

Игра по станциям "Страна Олимпия" >>